Искусство садоводства знакомо человеку с очень давних времен, хотя наслаждение садами многие века являлось привилегией избранных. В смене европейских садовых стилей и истории садового дизайна для нас раскрывается история самой Западной Европы, ее философской мысли и традиционных ценностей. Рассказ о ландшафтных стилях Европы мы начнем с садов в регулярном (французском) стиле
См. продолжение: Стиль сада: английский пейзажный
Стиль сада: искусства и ремесла
Стиль сада: естественный, природный
В эстетических воззрениях античности окультуренное садовое пространство противопоставлялось дикой, необузданной природе. Обустраивая территорию своих парков и садов, богатые люди ставили целью держать природу под контролем и полностью подчиненной человеку. Исторические свидетельства, дошедшие до наших дней, описывают сады Римской империи, как обширные и в высшей степени регулярные, заключенные в геометрические формы, со множеством детально проработанных формальных элементов например, топиариев). Такой подход к садоводству сохранился на долгие века и вплоть до эпохи Просвещения человечество не знало другого стиля садоводства, кроме формального (регулярного).
После падения Римской империи и во времена аскетичного средневековья садоводство получило дальнейшее развитие, благодаря монастырям. Окруженные высокими каменными стенами, монастырские сады были частью автономного хозяйства и давали ощущение изолированности от внешнего мира и безопасности. Цель содержания садов при монастырях была, в первую очередь, сугубо практической. Монахи выращивали овощи, фрукты и пряные травы для еды, целебные растения для врачевания, антисептики и красители для домашнего хозяйства. Выращивали они и декоративные растения. Монахи верили в облагораживающую роль труда и получали удовольствие от садоводства, однако, в духе времени, выращиваемые для чистого наслаждения декоративные растения были христианизированы.
Типичными чертами монастырских садов были дерновые скамьи, вечнозеленые живые изгороди, фонтаны, газоны из ромашки, целебные и ароматические травы, а также беседки, увитые зеленью.
Период средневековья сменяется эпохой Возрождения, за которой следует Реформация, навсегда изменившая общественные воззрения и судьбы Европы. С ветром позитивных перемен обогащается и садовое искусство.
С конца 15 века происходит постепенное перерождение итальянского сада в традициях Ренессанса. Сады становятся масштабнее и симметричнее, наполняются декоративными элементами: фонтанами, статуями, декоративными водоемами и гротами. Здесь по-прежнему играют важную роль аккуратно формальные подстриженные живые изгороди и топиарии. Эстетика Ренессанса - красота и гармония, призванная впечатлять и услаждать чувства, а также - подчинение природы человеку, его власти и мастерству.
Французские сады эпохи Возрождения были изначально вдохновлены итальянскими садами, однако позднее садово-парковое искусство во Франции значительно обогатилось собственными идеями. Своего апогея искусство регулярных французских садов достигло во время расцвета барокко, в 17 веке, когда придворный ландшафтный архитектор Андре Ленотр (André Le Nôtre) спроектировал для Луи XIV сады Версаля, которые позднее были скопированы в других дворцах как во Франции, так и по всей Европе. Само название французский сад теперь стало использоваться для обозначения целого стилистического направления (jardin à la française).
Типичными чертами роскошных французских садов и парков периода барокко становятся прямые широкие аллеи, симметрично обсаженные подстриженными деревьями, каменные балюстрады, фонтаны, искусственно созданные гроты, лабиринты, каналы и фонтаны, статуи мифологических персонажей, клумбы геометрической формы и стриженные растения в деревянных кадках. По словам современников, ни одно дерево или кустарник не могли избежать стрижки. Повсюду насаждалась симметрия, четкость и пропорциональность.
В 17 веке из садов почти полностью исчезают черты религиозного и литературного символизма, в садовый дизайн добавляются ноты праздности, развлечений и флирта. В садах даются театральные представления, устраиваются фейерверки. Сами сады становятся символом богатства, власти и образованности их владельцев. Идея подчинения природы обогащается желанием ее усовершенствования, подведения к принятым нормам красоты.
Теперь сады проектировались с учетом недавно открытых оптических принципов перспективы. Сполна оценить симметрию барокко и мастерство создателей можно было с удобно расположенной на высоте перед садом террасы.
Регулярный французский сад большей частью состоял из партеров, узоры которых были особо сложны и витиеваты на участках, прилегающих к особняку. Партеры с изысканными узорами из цветов и низко-стриженных живых изгородей напоминали тканые полотна или ковры и назывались по-французски broderies - вышивка.
На партерах царил строгий формализм: цветы были разделены по видам и окрасам, более высокие растения располагались посередине, более низкие - по краям.
Партер (parterre) - комплекс объединенных в геометрическую фигуру строго формальных симметричных клумб, обрамленных невысокими четко подстриженными вечнозелеными живыми изгородями. Внутреннее пространство между изгородями в партере заполняли узорами из цветов, небольшими топиариями или просто разноцветным щебнем, песком, морскими ракушками и другими декоративными материалами
В Англии периода правления Елизаветы I получили развитие т.н. узловые сады, весьма напоминающие партеры. Исключительно простые или изысканно запутанные узоры партеров и узловых садов отражали идеи Возрождения в архитектуре, искусстве, дизайне интерьеров и модной одежде. В Британии, наряду с французским, пришелся по душе т.н. голландский стиль: более сдержанный, интимный и домашний, хорошо подходящий для небольших владений.
В это же время появляются первые профессиональные (а не просто придворные) ландшафтные архитекторы, которые работают на заказ для монархов, аристократов и nouveaux riches, стремившихся как можно быстрее влиться в "благородное" общество. Это Андре Ле Нотр во Франции, Джордж Лондон и Хенри Уайз в Англии.
Популярность регулярных французских садов стала угасать в 18 веке с приходом классицизма, когда на смену французскому формальному пришел английский ландшафтный стиль. Французские регулярные сады навсегда заняли свое заслуженное место в истории европейского садового дизайна.
Материал и фотографии: Оксана Джетер, CountrysideLiving.net